До Боевого пропуска этого года осталось совсем чуть-чуть.
Наступил май, до конца сезона всего три турнира, и реддит бунтует. Если вы не первый год следите за дотой, то знаете эти симптомы. Скоро Valve выпустит боевой пропуск The International 2019, и все сообщество замерло в ожидании.
Пока у вас еще есть свободное от прокачки уровней и гринда достижений время, предлагаем вспомнить, чем компендиумы прошлых лет радовали и разочаровали нас.
The International 2013 Compendium
Чем запомнился: он был первым компендиумом в истории доты. В нем не было сенсационных изменений, десятков новых фич или особых режимов, зато прекрасно чувствовалась нежная рука разработчиков, которые хотели показать игрокам что-то новое. Valve делала акцент на усилении связи между профессионалами и болельщиками, а также на повышении призового фонда TI. Что там было:
- страницы с подробной информацией о командах и игроках;
- ставки на результат матча и выбор любимого игрока;
- выбор фэнтези-команды;
- новые внутриигровые предметы: особый курьер, паки насмешек и иммортал-предметов;
- участие в матче компендиума – режиме, позволяющем повторить вместе с друзьями или случайными игроками один из матчей The International 2013.
Сам компендиум стоил 10 долларов (или 299 рублей). Каждые 2,5 доллара шли в призовой фонд TI3. За превышение призовым фондом обозначенных размеров, все владельцы компендиума получали дополнительные награды: новый худ, сундук с насмешками, право выбора участников турнира 1 на 1. Valve серьезно увеличила призовой фонд TI: сбор средств начался с 1,7 миллионов долларов и остановился на 2.8 миллионах. Правда, компания рассчитывала еще на 400 тысяч – за достижение этой планки игроки могли выбрать героя, который появится в игре следующим.
The International 2014 Compendium
Чем запомнился: Valve определенно понравилась идея компендиума. Еще до TI4 вышли книги для ESL One Frankfurt, Summit 2, DreamLeague S1, StarSeries s10 и Captains Draft 2.0, которые давали обладателям внутриигровые предметы, возможность выбора игроков для матча всех звезд или насладиться косплеем от Тобивана во время финала. Практика показала, что таким способом можно увеличить призовой фонд даже обычного турнира. Поэтому на The International 2014 функционал компендиума расширился.
Теперь владельцы могли увеличить уровень книги и получить дополнительные награды:
- курьера с альтернативными стилями,
- сундуки с Immortal,
- загрузочные экраны и бонус к боевым баллам.
- впервые появились особые эффекты лечения, телепортации и предметов.
Очки для повышения уровня можно было купить, получить после матча или ковки значка летней распродажи, а также за выполнение заданий компендиума.
Никуда не делись и награды за превышение границ призового фонда. К ним добавились:
- Голосование за новую аркану, озвучку и новую модель героя;
- Режим All Random Deathmatch;
- Курьер-пудж;
- Модель для мега-крипов;
- Предмет, позволяющий изменить строения на базе.
Все цели были выполнены и призовой фонд составил 10,9 млн долларов. Но на этот раз не обошлось без критики.
Чем разочаровал: Valve знаменита непунктуальностью (привет, Valve-time), и комьюнити справедливо требовало своевременного исполнения обещаний. Пришлось подождать: аркана на PA вышла в ноябре, новая озвучка на Спектру – в феврале 2015-го, а модель Войда – в марте. Игроки не предполагали, что честно заработанные награды они получат только через полгода, и завалили реддит горой жалоб.
Другая проблема – слишком расплывчатые обещания. Когда сообщество собрало 6 млн долларов и открыло предмет, изменяющий строения, игроки ожидали смены вида бараков. Но они его не получили. Valve добавила блоки статуй, которые появлялись вместо строений у трона. На многих русскоязычных форумах до сих пор ждут мемные «бараки с TI4».
The International 2015 Compendium
Valve отошла от концепции отдельных книг для турнира. Полноценный компендиум получил только Dota Asia Championship, но зато какой: игроков ждали два сундука с Immortal, курьеры и наборы курсоров. Снова можно было прокачивать уровни, покупая очки в магазине или зарабатывая за задания. Благодаря компендиуму призовой фонд DAC вырос с 250 тысяч долларов до трех миллионов.
Чем запомнился: В случае с книгой для TI5 Valve воспользовалась выигрышной концепцией: добавила все, что нравилось игрокам, и увеличила масштабы наград:
- количество сокровищниц с Immortal выросло до трех;
- добавила смайлики для чата (которые, правда, уже никто не использует);
- придумала уникальные награды за высокие уровни – на 75 игроков ждал питомец, на 175 – иммортал-наручи на Энигму, а за тысячный – копия Aegis of Immortal в масштабе 1 к 5;
- нашла, чем ответить хейтерам, которым не нравилась одна и та же карта: ввела погодные эффекты и новый косметический ландшафт;
- а также комикс про Акса. Возможно, с долгоиграющей отсылкой.
Чтобы упростить достижение уровней, создатели разнообразили задания: очки можно было получить за убийство Рошана, применение героем способностей, покупку предметов, серию убийств, установку вардов и многое другое.
Чем разочаровал: были те, кто ругал Valve за малое количество новых наград и постепенное обесценивание имморталок. Но в основном его приняли тепло, и книга повысила призовой фонд TI5 до 18,4 млн долларов.
Конец эпохи компендиумов. The International 2016 Battle Pass
Настало время мейджоров, и Valve расширила идею компендиумов. Теперь они выходили по сезонам: осенью, зимой и весной, и были привязаны к турнирам от Valve: мейджорам во Франкфурте, Шанхае, Маниле и TI6. Immortal теперь выпадали только на TI, а с остальных пропусков можно было получить мификал-сеты на героев.
Чем запомнился: охватом и разнообразием. Battle Pass The International 2016 собрал все лучшее из пропусков на мейджоры и добавил к ним новые идеи:
- Геройские стези. Впервые они появились в пропуске зимы. Стезя представляет собой линейку квестов, объединенных общей концепцией (игре на силовике, ловкаче или маге). За прохождение каждой ветки герой получал сет на героя – Клинкза, Урсу и ВР. Достижение 225 уровня открывало дополнительную стезю, посвященную Legion Commander. За ее завершение можно было получить особую награду – иммортал-флаги, которые нельзя продать или передать;
- Колесо наград Crystal Maiden и испытания сообщества от Лины. Если первая идея пришла из обычных пропусков, то вторая была абсолютно новой. За выполнение определенных действий (уничтожение 20 миллиардов деревьев, прерывание 70 миллионов телепортаций, уничтожение 3,5 миллионов геройских статуй и другое) все владельцы Battle Pass получали по 3 шарика, которые можно было запустить в лотерее Лины и получить случайное количество боевых баллов. Челленджи оказались действительно сложными: чтобы срубить деревья, пришлось запустить мини-игру, а последнее задание (блинкануться 500 миллионов раз в момент перед смертью) игроки даже не успели выполнить;
- Ставки. В начале каждой недели игроку начислялись фишки, которые можно было поставить на победу своей команды. Выигранный матч увеличивал количество фишек вдвое;
- Достижения. Настоящая радость любителя ачивок: их давали за полное прохождение стези, выполнение испытаний героев, предсказание результата профессиональных матчей, открытие сундуков и многое другое.
- Сезонный рейтинг. Этот режим стал предшественником современных сезонов MMR. Владельцы боевого пропуска могли перекалиброваться и играть в отдельном подборе между собой, а после 40 игр в режиме заменить основной рейтинг новым;
- Боевой кубок. Каждую неделю игроки могли собрать команду и поучаствовать в мини-турнире. Победитель получал дополнительные очки, особые смайлики и иконку кубка рядом с ником.
Боевой пропуск освежил идею близости болельщика и игрока. Появилась отдельная панель компендиума, в которой можно было:
- Давать предсказания на турнир по героям, командам, игрокам и результатам ивента. За верные прогнозы давали боевые очки;
- Создавать фэнтези-команду для каждого турнирного дня. Соревновательный элемент на месте: каждый игрок располагался в топе по набранным его командой очкам;
- Делать прогнозы на турнирную сетку.
Valve отказались от дополнительных наград за достижение целей по призовому фонду. Осталось только одно условие: если сборы превзойдут прошлогодние, то все владельцы пропусков получат по три Trust of the Benefactor. Некоторые не оценили этот подход, но он вполне разумен: работа над многими наградами начинается еще до достижения цели. Если пользователи не дойдут до отметки, то весь труд и усилия окажутся потраченными зря.
Благодаря изменению подхода и охвату сразу двух турниров призовой фонд превысил 20 млн долларов.
The International 2017 Battle Pass
Чем порадовал: свежими идеями. Valve продолжила выпуск пропусков к каждому мейджору, и для Battle Pass, посвященного TI7, нужно было придумать что-то принципиально новое. Разработчики создали сюжетную кампанию.
Лихой омут состоял из двух глав, объединенных общим сюжетом – найти Лихо пучин и вернуть под стражу тюрьмы Темного рифа, откуда оно сумело освободиться. По дороге четырем героям предстояло уничтожить приспешника главного злодея Ражига Осквернителя и помочь пострадавшим. В процессе прохождения или при убийстве промежуточных боссов игроки получали артефакты, которые увеличивали характеристики и давали новые способности.
Среди наград за уровни тоже были интересные нововведения:
- Двойная ставка рейтинга. Игрок мог рискнуть, использовать жетон и в случае победы получить не 25 очков MMR, а 50. Это работало и в обратную сторону – при проигрыше рейтинг также уменьшался вдвое;
- Выбор любимой команды. При сборке всех карт команды-участницы TI7 открывался ее смайлик, эффект телепортации и иконка профиля;
- Реплики для колеса чата. Valve добавила к наградам звуковые эффекты и знаменитые реплики самых популярных комментаторов доты;
- Аркана для Io на 245 уровне. Во время голосования за новую аркану у Виспа появилась своя армия болельщиков, и Valve решила вознаградить поклонников героя;
- коллекционный Baby Roshan для достигших 2000 уровня.
Чем разочаровал: неоднозначностью. С одной стороны, сюжетный ивент – это солидный шаг вперед и хорошее дополнение в перерывах между катками. Но «Лихой омут» зашел не всем. Основные претензии: слабое раскрытие лора, сложность и низкая мотивация к повторному прохождению.
Отдельная боль – это престижные башни. Перед началом игры уровни пропуска каждых команд складывались и меняли облик башен. Всем настолько надоело смотреть на вышки перед каждой каткой, что сообщество в один голос называло эту фичу худшей. Осторожно, ниже картинка со звуком.
Но главная оплошность разработчиков – Baby Roshan. Игроки долго ждали отправления фигурок, а когда все же их получили, вместо обещанного увидели это.
Разразился скандал. После кучи постов на реддите Valve признала свою вину и пообещала, что отправит новых Рошанов. Вот только этот процесс затянулся еще на год – обновленные награды начали отправлять совсем недавно.
В 2017-м игроки вновь побили рекорд призового фонда. Он составил 24,7 миллиона долларов.
The Internatinal 2018 Battle Pass
С изменением системы мейджоров Valve отказалась от сезонных боевых пропусков и оставила только один.
Чем порадовал: Разработчики понимали, что сами загоняют себя в ловушку. С каждым годом призовой фонд растет, и эту тенденцию необходимо сохранять. Valve постаралась угодить всем и сделала:
- рейтинговый поиск по ролям. Это то, о чем просили тысячи игроков с момента появления в доте MMR. Перед игрой владельцы пропуска могли выбрать одну из четырех ролей: поддержку, оффлейн, центральную или легкую линию, и найти игру не опасаясь, что их место займут. Конечно, были те, кто находил матч за саппорта, а сам пытался идти в мид или на керри, но для таких быстро придумали отдельную категорию репортов. Фансервис как он есть;
- режим с мутациями. Каждый день вы могли сыграть в пабе с тремя модификаторами, серьезно меняющими геймплей. Воскрешение союзников, карманные башни, разворот карты и старт сразу с 6-го уровня – это только часть мутаций, которые появились в игре. Valve прислушивалась к сообществу и быстро добавляли интересные идеи с реддита;
- кристальные катакомбы. Эта линейка квестов пришла на смену геройским стезям. Игрокам были доступны задания, при выполнении которых открывались новые задания, выпадали очки боевого пропуска или особо редкий курьер. Главная награда – сеты на Bristleback, Скаймага и Легионку.
- пещеры пустоши. Еще одна попытка подкупить фанатов и дань моде на королевские битвы. Восемь команд оказывались в подземелье под логовом Рошана. Он разрушал внешние комнаты каждые пять минут, поэтому игрокам приходилось перемещаться, зачищать залы и уничтожать соперников. Побеждала последняя выжившая команда, а за находку сыра и убийства других игроков давали дополнительные очки;
- Lakad-Matatag! Простите, но без этого никуда. Фраза филиппинских комментаторов стала самой популярной даже на TI. За время турнира игроки использовали ее 1047 раз.
Чем разочаровал: подходом Valve. Да, компания хотела, чтобы пропуск понравился игрокам, но каждое интересное начинание кончалось провалом:
- Игроки часто не успевали подгрузиться в пещеры пустоши, из-за чего некоторые команды проигрывали еще до начала матча;
- Обещанные за 615 уровень обновленные Immortal-предметы оказались просто перекрашенными Immortal прошлых лет. Из-за возникшего недовольства Valve добавили к награде по 4 сундука с предметами этого года;
- При выпуске Collector’s Cache Valve не учла мнение сообщества, и в сундук не вошли самые популярные сеты мастерской. Спустя некоторое время разработчики выпустили второй сундук, в который включили высоко оцененные игроками вещи.
Призовой фонд TI8 составил 25,5 млн долларов. Он обошел прошлогодний всего на 750 тысяч, и такого низкого прироста не было с 2013 года. Этого Valve точно не ожидала – в боевом пропуске анонсировали дополнительные очки за достижение планки в 30 миллионов.
***
The International 2019 Battle Pass появится уже скоро. Очевидно, что в Valve расстроены прошлогодней неудачей и постараются избежать его в этом году.