Как кастомная карта для StarCraft зародила популярнейший жанр MOBA. От 6.37 до анонса The International
Мы возвращаемся с кратким экскурсом в историю DotA Allstars. Первую часть материала, захватывающую период до 6.37 вы можете прочитать по этой ссылке, здесь же мы будем говорить о киберспортивном феномене «защиты древних».
6.37 — эпоха фастпуша
Карта DotA Allstars v6.37 была выпущена 10 сентября 2006 года. Эта версия стала стабильной (на ней проводились соревнования) и ознаменовала собой переход от AoE-стратегий к фастпушу.
Ключевое влияние на сообщество оказала команда Team Pandemic. Во время ESL DotA Nations Cup команда использовала комбинацию Bristleback — Enchantress — Twin Head Dragon (Jakiro в Dota 2) — Beastmaster — Holy Knight (Omniknight в Dota 2), и крушила соперника за соперником.
Однако тот турнир tPD не выиграла — Say Plz использовала стратегию оппонента против него самого, отправив в нижнюю сетку, где Team Q завершила дело. После этого начался закат Team Pandemic. SwissBeatz ушел играть в World of Warcraft (сейчас это, конечно звучит странно, но времена были другими), и, вполне вероятно, что мы не увидели большого количества новых стратегий.
Еще одним важным изменением является постепенный переход на мод All Pick. Раньше стороны выбирали героев только в тавернах своей стороны. Поэтому Sentinel (Radiant в Dota 2)имели большое преимущество за счет таких героев, как Chen и Enchantress. Режим -AP позволил командам отбросить эти ограничения и в разы увеличить количество возможных комбинаций.
6.41 — подготовка перед большим бумом
В феврале 2007 года вышла версия DotA Allstars v6.41. Несмотря на то, что карта «прожила» всего лишь месяц, за это время прошло большое количество турниров, да и с точки зрения баланса 6.41 стала отличным фундаментом для дальнейшей 6.43.
All Pick стал официальным режимом для соревновательных матчей, а в Москве прошел первый после длительного перерыва турнир по Defense of the Ancients серии ASUS Open.
Несмотря на то, что «защита древних» и раньше была на Asus Open (на турнирах в 2005 году), только сейчас можно было говорить о том, что игра закрепилась как самостоятельная дисциплина. При этом уже тогда можно было видеть множество игроков, которые позже станут легендами. Так, в составе MaGe, команды-чемпиона, выступали Ярослав «NS» Кузнецов и Иван «vigoss» Шинкарев.
К слову, тогда игроки получили за победу сто тысяч рублей (почти 3800 долларов по тогдашнему курсу). Кузнецов отмечал, что «в мире пока еще не проводилось турниров по DotA с таким большим призовым фондом, как на ASUS Winter 2007»
Гигантскую роль в становлении DotA-движения стала серия MYM PriDe. В четвертом (март 2007) и пятом (апрель 2007) турнирах серии приняли участие 137 и более 200 команд. Уровень организации чемпионата задал стандарты многим другим соревнованиям.
Не обходилось и без скандалов: на четвертом турнире были дисквалифицированы Say Plz, MaGe и SD. Причина в том, что HoroN играл за каждую из трех команд. Именитость двух коллективов (Say Plz была одной из сильнейших в Европе, а MaGe сразу стала показывать достойные результаты) не позволила избежать серьезного наказания. В дальнейшем уровень судейства только рос, показывая, что «соревновательная целостность» не является пустым звуком для DotA-сообщества.
С тактической точки зрения в «защите древних» произошла мини-революция. Loda и его Team_Team использовала глобальную стратегию с Zeus, Furion (Nature’s Prophet в Dota 2) и Spectre. В то время, как ганги по всей карте войдут в моду несколько позже, будущий чемпион The International 2013 придумал, как наводить на оппонентов ужас всего лишь тремя героями с шестым уровнем.
6.43 — большие ганги от Virtus.pro
DotA Allstars v.6.43 вышла в марте 2007 года. Тогда был введен новый режим -xl (Extended League Mode), в котором команды могли забанить некоторых героев, а выбор происходил по очереди.
Главной командой той эпохи стала Virtus.pro. Основанная на базе MaGeи DoTa[], шестерка из СНГ терроризировала весь мир своей агрессивной игрой. Команда оказывала невиданное ранее давление на соперника, гоняя его по всей карте с активным использованием Kelen’s Dagger of Escape (Blink Dagger в Dota 2). Линии с двумя станами позволяли VP получать преимущество уже в начале игры.
Именно в 2007 году ярко засияли звезды vigoss, ARS-ART и NS (Иван с Сергеем убивали все, что движется, а Ярослав первым показал значимость грамотно поставленных Observer Ward). Из шести крупных международных турниров (DreamHack Summer, ASUS Spring, ASUS Summer, MyM PriDe #6, MyM PriDe #7 и TFL) российский коллектив выиграл половину, в то время, как никто не смог выиграть более одного.
Вместе с тем, в Китае «защита древних» только набирала обороты, но о масштабном рывке говорить не приходилось. Так, World Elite должна была первой в Китае подписать контракты с пятеркой дотеров, выигравших специальный турнир, однако денег игроки чемпионского состава IFNT так и не увидели.
6.48 — Король умер! Да здравствует борьба!
DotA Allstars v.6.48b вышла 6 сентября 2007 года. В сообществе велась дискуссия о том, какой режим стоит считать соревновательным. В то время, как -rd (Random Draft) был признан более «фановым», основным турнирным режимом стал -cm (Captains Mode), известный нам и по сей день.
Стоит отметить, что DotA начала глобально набирать обороты. В ноябре 2007 года на восьмом турнире серии MYM PriDe играло уже 400 команд. При этом в финальную четверку пробилась Kingsurf во главе с малазийцем YamateH. Тот факт, что участники команды сидели на китайских форумах и периодически там отписывались, привел к DotA-буму в Поднебесной.
Любопытный факт: в китайском сообществе было всего лишь пять «богов первого поколения»: YamateH, BurNing, Loda, Vigoss и YaphetS.
Что же до западной сцены, то там царило некоторое безумие. Virtus.pro терзали внутренние разногласия, ARS-ART перешел в SK Gaming, чтобы поиграть вместе с Akke и Loda.
Virtus.pro усилились LighTofHeaveN и ушли от гангающего стиля в пользу тактики «4 защищают одного». MyM смогли разрушить проклятие и выиграть MYM PriDe #9, в финале переиграв Wolk3R Gaming, за которую выступал еще дико молодой, но уже крайне талантливый Даниил «Dendi» Ишутин.
Вообще в те времена не было одной доминирующей команды. Главными фаворитами турниров являлись Virtus.pro, Meet your Makers и SK Gaming.
В 2008 году один из самых популярных киберспортивных порталов тех времен, GosuGamers, распределил первые награды лучшим игрокам в DotA. Лучшим керри игроком стал KuroKy, капитаном — Maelk, а звание лучших саппорта и гангера получили NS и Vigoss соответственно.
Не можем также не отметить, что 7 октября 2008 года состоялся анонс League of Legends, игры, которой во многом удалось обойти своего родителя. До начала сотрудничества IceFrog и Valve оставался еще целый год.
Славься, Китай большой!
Уже в 2008 году развитие DotA становилось все более плавным, а киберспортивная сцена уже вошла в стадию уверенного постепенного развития. Поэтому становится тяжело выделить какие-либо отдельные этапы.
Отметим то, что спустя некоторое время китайские команды начали показывать класс и вышли на первый план в международных турнирах. На западе первая половина 2009 года прошла под знаменами Kingsurf.int во главе с KuroKy, но команда распалась, и нас вновь ждало время без монарха.
Вместе с тем на ряде турниров с достаточно большими призовыми побеждали китайские команды. EHOME заложила фундамент для своей дальнейшей глобальной доминации. Пятерка 820, QQQ, BurNing, KingJи Dai (более известный как MMY) стала грозной силой. На ESWC 2010 EHOME уничтожали всех: суммарная статистика команды составляла 259 убийств при 73 смертях.
К осени у EHOME были победы на семи различных турнирах. Китайский коллектив доминировал в 2010, адаптировав под себя стратегию 3-1-1, EHOME показали всю силу медленной игры, заточенной на фарм. Собственно, с тех пор и повелось считать китайскую доту затянутой и скучной, даже несмотря на то, что сейчас это уже не актуально.
Что творят DTS?!
Наконец, наш рассказ был бы неполон без упоминания еще одной команды. В то время, как EHOME показывали всему миру кузькину мать, лучшие представители СНГ Dendi — LighTofHeaveN — Dread — NS — ArtStyle собрались под флагом DTS.Chatrix и оказались единственной западной командой, которая смогла оказать достойное сопротивление оверлордам с востока.
DTS не выпустили EHOME из группы на World DotA Championships 2010(на турнире действовала система тайм-рейтинга, и медлительность китайцев сыграла против них). Тогда украинской команде не удалось занять первое место — наши игроки получили лишь бронзовые медали, но можно было сказать, что к 2010 году на западе сформировалась главная ударная сила: три титула ASUS Open, золото MYM PriDe #12 и серебро ESWC 2010 это подтвердили.
В конце 2010 DTS распадется: ArtStyle и Dendi уйдут в Natus Vincere, а трио россиян мы увидим вместе в Moscow Five. Менее чем через полгода Дмитрий Куприянов перейдет в стан «рожденных побеждать» с огромным скандалом, чтобы выиграть The International, но это уже другая история.
Конец прекрасной эпохи
13 октября 2010 года Valve анонсировала, что вместе с IceFrog они разрабатывают самостоятельную версию DotA на новом движке. К тому моменту «защита древних» уже технически устарела: были проблемы с повторным подключением, отсутствовал встроенный в игру матчмейкинг, да и графически игра уже не тянула.
Вместе с тем, соревнования по игре еще активно проводились. Когда Valve 1 августа анонсировала The International по Dota 2 с неслыханным призовым фондом в 1,6 миллиона долларов, стало ясно, что это поворотный момент не только для DotA-сообщества, но и для всего киберспорта.
Поначалу, пока заветные ключи Dota 2 были далеко не у всех (в ноябре 2011 средний онлайн составлял примерно 2 500 игроков), турниры по первой DotA еще проходили, однако в 2012 году после успешных ESWC 2011 и Dota 2 Star Championship, сообщество окончательно перешло на Dota 2.
На портале getdota.com самой последней версией карты для WarCraft III стала DotA v.6.83d.