Киберспорт летит на дно. Фанаты потратили 130 млн долларов на призовой фонд, а разработчики забили на главный турнир года

И все это – из-за лени.

Последние два дня все сообщество Доты говорит только о том, как Valve, разработчик Доты, умело прожигает величие, добытое киберспортивной сценой этой игры за 10 лет.

Краткая справка: Dota – одна из трех важнейших игр в киберспорте3. Если League of Legends берет количеством игроков по всему миру и тотальным контролем (в хорошем смысле) за турнирами, то Дота славится крупнейшим призовым в истории киберспорта, причем с каждым годом эта сумма растет. В 2019 году на The International разыграли 34 миллиона долларов – 32 из них собрали игроки покупкой Боевого Пропуска. 25% с продаж БП идет в призовой фонд TI, а 75% – в карман Valve. 

2020 год: TI отменили, турниров от Valve нет, но деньги – есть

Из-за пандемии отменили все весенние и летние турниры в киберспорте, Дота не стала исключением. Проблемы у Valve начались с предложением альтернативы:

• В League of Legends провели региональные запланированные лиги в онлайне, а Worlds, главный турнир года, все-таки пройдет в сентябре в Шанхае. Возможно, со зрителями.

• В Overwatch League и Smite команды вовсю играют лигу, но из дома.

• В Доте же остались лишь коммерческие турниры, единственная мотивация играть на них – деньги. Но как турнир за 30+ миллионов долларов могут заменить лиги внутри одного региона на 200-500 тысяч долларов?

Сезон в Доте устроен таким образом, что TI предшествуют пять мейджоров, три из которых должны были пройти в этом году. По ним определяется состав участников The International. Все они отменены. 

Что самое странное: Valve весной все же выпустила Боевой Пропуск и объявила сбор денег на The International. На данный момент дотеры совместными усилиями уже перебили прошлогодний рекорд, и все идет к тому, что наберется под 40млн. 

То есть прямо сейчас Valve собрала 120 млн, и куда она их тратит, не видит никто.

Боевой Пропуск гарантирует владельцу кучу приятных бонусов внутри игры: косметические предметы, мини-игры, особые режимы и так далее. В этом году Valve сильно запаздывает с выпуском нового контента (обычно Battle Pass заканчивается к концу августа, а Valve до сих пор не выпустила и трети обещанного). Кроме того, в компании уже заявили, что в этом году не выйдет Trove Carafe – сокровищница с автографами комментаторов и аналитиков Доты.

Часть дохода Valve отдавала самим работникам студий. Это значит, что люди, оставшиеся без серьезной работы, не получат дополнительный доход, который мог бы помочь им.

Игроки устали от бесполезных матчей, впереди – еще больше бессмысленных лиг

Менеджер Alliance через час после того, как команда выигрывает одну из лиг, в интервью сравнивает игру на нем с «игрой в покер на фантики», а 9Pasha, оффлейнер NAVI, выдал мощную речь, под которой подпишется каждый киберспортсмен:

«Для меня лиги в интернете – это борьба ни за что. Понятно, что деньги – это круто, весело, вокруг денег все строится в нашем мире. Грубо говоря, хочется что-то поднять после того, как ты что-то выиграл, и сказать: «Е-е-е, я победитель». К чему-то стремиться, к какому-то признанию, душевному какому-то спокойствию.

После того, как ты прошел длинный путь, смог победить, и все – ты лучший, тебе прям легко на душе становится, что ты смог это пройти. А от того, что ты сидишь вот за компом на буткемпе, играешь… Ну, выиграл что-то – круто, почти выиграл – жалко, проиграл – плохо. Не те ощущения, мне они вообще не нравится».

На фоне нарастающего волнения Valve выходит с максимально странным объявлением: «Коронавирус непредсказуем, даты проведения турниров дадим позже». А затем дотеры смотрят на остальной спорт.

Стиль отношения Valve к киберспортивной сцене собственной игры можно описать как «папа-пофигист». Мейджоры компания отдает другим турнирным организаторам и не проводит их самостоятельно, а официальные заявления от них можно услышать только по праздникам или траурным дням. Символично, что половину анонсов делает человек, официально якобы никак не связанный с Valve – вся важная информация о Доте и турнирах по игре появляется в твиттере Викрама Редди быстрее, чем в официальном аккаунте игры.

Для Тайлера Эрзбергера из ESPN происходящее в Доте стало шоком.

«Это просто безумие: сообщество Доты вложило 100 миллионов долларов в игру, а Valve тотально игнорирует всю сцену. Нет онлайн-лиг от Valve, нет сотрудничества с ТО, нет конкретных планов о проведении TI и других турниров.

Невероятно: Vavle вынуждает зрителей платить за гигантский призовой фонд одного турнира, который продвигает весь год, что отталкивает от дисциплины многие организации, и сейчас они такие: «Йо, мы не можем сегодня. Увидимся попозже. Это отстой».

В России контраст особенно заметен

В нашем регионе Дота гораздо популярнее Лола, но разница в отношении к фанбазе видна невооруженным взглядом. Riot, разработчики LoL, промоутили финал СНГ-лиги в ВК, дарили подарки и попросили Noize MC написать трек специально для фанатов. 

Valve не сделала для Доты в СНГ ничего за эти полгода. Кстати, в других регионах тоже.

Ситуацию добили лаги сервера на коммерческом турнире

Возможно, критика в Valve не летела бы со всех сторон, если бы не аномальный случай на OMEGA League, турнире, в который вкладывались сами участники. Во время матча Liquid – 5 men сервер Доты сломался три раза подряд. Каждый раз игру приходилось начинать заново, и каждый раз она вылетала без возможности продолжить ее с момента, на котором остановился матч.

Кайл Фридман, бывший профессиональный игрок, а сейчас аналитик, прямо во время эфира высказал претензии в адрес Valve:

«Знаете, что общего у НБА, лиги Overwatch, Call of Duty World League, Rocket League Championship Series и League Championship Series? Они все еще функционируют.

Мы – киберспорт. Мы в онлайне. Мы можем играть из любой точки мира когда угодно. У нас нет Dota Pro Circuit, почему у нас нет DPC (турниры, проводимые при поддержке Valve – Sports.ru)? Его просто отодвинули. А мы проводим наш турнир!

Мы буквально финансируем нашу профессиональную сцену! И это единственная игра, у которой ее нет!

С радостью отдал бы несколько из 150 миллионов организаторам OMEGA League [вместо Valve]».

Увы, остальные были менее резки в высказываниях, но не потому, что они готовы мириться с позицией Валв, а потому что неугодных талантов банят на турнирах, о чем заявил Noxville.

«В Доте так мало позитивных изменений, потому что люди с властью (после Valve – это игроки и таланты) не готовы публично выступать против Valve из-за страха попасть в черный список, не получить приглашение или просто не понравиться.

С большей прозрачностью в плане приглашений на TI и мейджоры игроки должны быть более открыты к тому, чтобы критиковать Valve без всяких последствий. У талантов меньше свободны, но порой кто-то набирается храбрости на короткое время».

* * *

Valve 10 лет не взаимодействовала с народом и неохотно влезала в дела Доты. Сейчас не время молчать и бездействовать, иначе конкуренты убегут далеко вперед.

Leave a comment